15:07 Борьба за «виртуальные» права | |
Автор Евгений Ремнев Более 10 лет назад в стране начали говорить об информатизации, о создании электронного правительства, о том, чтобы каждый гражданин мог пройти всю бумажную волокиту в органах власти, не выходя из дома, и не только. Приняли законы, постановления, программы, но выполнение этой грандиозной идеи все откладывают и откладывают. Еще в конце первого десятилетия 2000-х гг. органы власти Республики Марий Эл начали помпезно объявлять о применении систем электронного документооборота, но на практике главенствующим оказался принцип «внедрили и забыли». Применяется ничем не регламентированная электронная почта и стандартный набор офисных программ – такой «идеальный» офис, каким видели его в конце прошлого века. В результате, выходит так, что лес, вывозимый из России заграницу на переработку, продается в Россию обратно в виде высококачественной бумаги, на которой сотни раз перепечатываются проекты официальных документов для согласований с многочисленными заинтересованными чиновниками даже внутри отдельно взятого государственного органа. Чиновник читает проект, исправляет документ, делает пометки, готовится новый проработанный проект, а копии старого проекта уходят в мусорную корзину. Все это можно было бы делать в системе безбумажного электронного документооборота, если бы вся структура власти начала использовать уже установленные на компьютерах программы. Еще одним красивым словцом стало внедрение государственных услуг через Интернет. Однако, если сравнить то, что было с марийским порталом полтора года назад и то, что стало сейчас, следует констатировать, что ситуация не изменилась. Даже информация общего характера для многих так называемых услуг не заполнена в соответствующих графах. Что уж говорить о непосредственном предоставлении электронных услуг. Кроме того, при посещении официального интернет-портала Республики Марий Эл www.portal.mari.ru, у посетителя может сложиться впечатление, что жизнь в марийских сельских поселениях остановилась в 2010 году, а Марий Эл, к примеру, без вести потеряла Медведевский район. Таким образом, все бюджетные деньги по соответствующим программам были потрачены лишь на создание сайтов? Житель поселка или деревни республики, куда интернет пробивается нестабильно, не сможет даже понять, действительно ли дошло посланное по интернету сообщение до органа власти. Также непонятно, как потом доказывать, что пользователь вообще отправлял обращение. Согласно законодательству, ответ гражданину должен прийти не позднее 30 дней, за исключением отдельных случаев. Но в момент отправки электронного обращения интернет-служба государственного органа не присылает на электронный ящик гражданина никакого уведомления о получении обращения, т.е. факт обращения гражданин никоим образом зафиксировать не может, если он не имеет глубокого компьютерного образования. Стоит заметить, что большинство коммерческих сервисов электронных обращений всегда присылают сообщение о регистрации обращения. Но ведь никто еще и не говорил о том, что государственный орган не ответит на обращение. Возможно, благодаря нестабильной работе интернета в деревне у гражданина на самом деле даже не получилось отправить уже заполненную форму электронного обращения. Степень внедрения электронных технологий в органах власти говорит о «прозрачности» избранной власти. Уже который год этот процесс откладывается... и продолжает жить коррупция. А в этом могут быть заинтересованы чиновники всех уровней власти. Если в каком-либо одном органе «не успели», «не смогли» ввести электронные системы, то те органы власти, где стремятся к эффективности работы и работают с электронными документами, будут вынуждены работать с «отстающими» по-старинке. Именно из-за нежелания использовать системы электронного документооборота власть имущие не могут проявить свою «открытость» электорату, как они называют граждан. Такое отношение к Указам, Посланиям Президента России и законам нельзя назвать никак иначе, как саботаж. Но, как выясняется, привычным делом занимается и парламентское большинство. Пользование системами электронного документооборота не имеет полных правовых гарантий. Не работают над созданием ни федерального закона, ни федеральных стандартов, регулирующих информационный обмен. Нет даже органа власти, отвечающего за электронный документооборот. Надо заметить, что в США назначено ответственное лицо – директор федеральной архивной службы, - отвечающее за эффективность работы с документами в органах власти и наделенное обширными правами в этой области. В России же со времен реформ 90-х гг. единого органа, контролирующего постановку делопроизводства в органах власти, нет. Все, чем может довольствоваться общество – это скромный список из четырех нормативно-правовых актов, в той или иной мере касающихся обмена электронными документами между органами власти: 1. Гражданский кодекс РФ; 2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ; 3. Федеральный закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об электронной цифровой подписи»; 4. Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Конечно, есть еще различные подзаконные акты, но они лишь дополняют законы, и если в законе какая-либо норма не определена четко или вовсе не определена, то «закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Существующего сегодня правового регулирования в сфере электронного документооборота явно недостаточно. И наверняка партия, имеющая большинство в парламенте, не понимает, что современный уровень развития техники и технологий, расширение информационных сетей, превращение органов власти в «открытое правительство» требует перехода к качественно новому этапу законодательного регулирования. Ведь еще в 1902 году Максим Горький в пьесе «На дне» предостерег будущие поколения: «В карете прошлого никуда не уедешь». Вот и тянется бумажная волокита от одного компьютера к другому. P.S. {C} {C}{C} Из всех инициатив бывшего Президента РФ в области информационных технологий не до конца выполненными остались: доступность интернета, достаток компьютеров и интернета в школе, создание и использование свободного программного обеспечения для школ, использование электронных образовательных ресурсов, создание российского телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, построение единой системы межведомственного электронного взаимодействия, создание национального интернет-поисковика, внедрение универсальных электронных карт, создание патриотических компьютерных игр, использование ГЛОНАСС скорой помощью, внедрение медицинских информационных систем, создание портала электронного бюджета, создание ИТ-системы Минобороны.Евгений Ремнев
| |
|
Всего комментариев: 0 | |